* * *
Кассический маршрут. Сентябрь 1983.

Mart 1984. Acherkyakol Lava Flow.
Первый раз мы с Колей Устиновым совершили небольшую эльбрусскую авантюру в конце сентября 1983-го года. Наша группа проходила маршрут 4-й категории в Приэльбрусье, который должен был завершиться восхождением на Эльбрус (5642м/18508'). Однако сломанная нога руководителя спутала все планы, и мы пошли вдвоём. Технически и физически мы были неплохо подготовлены, но гору видели в первый раз.

Мы поднялись на Приют 11 (4200м/13778'), но выйти на восхождение ночью, как это принято, не смогли из-за ураганного ветра. Такого ветра я больше нигде и никогда не испытывал. Отойти от гостиницы больше, чем на шаг, было невозможно. В результате, мы вышли налегке на следующий день в 11 часов утра. Примерно к половине пятого мы находились на склоне Восточной вершины, чуть выше Седла; видимости не было никакой, мы даже с трудом осознали, что уже проскочили седловину. Пришлось спускаться - начинало смеркаться.

На спуске мы благополучно заблудились, ушли сильно влево и вынуждены были ночевать на высоте порядка 4900м/16074'. Без палатки, без спальников и без еды. Становилось очень холодно, но мы сумели вырыть пещеру, расширив забитую снегом трещину. Помню, как каждое усилие отдавалось голвной болью.

На следующее утро мы началили спускаться, как вдруг в просвете облаков я разглядел характерную "семёрку" на склоне горы напротив, узнал Донгуз-Орун и понял, что нам надо идти вправо. К этому времени мы уже ушли так далеко влево, что были довольно близки к кратеру и Ачеркъякольскому лавовому потоку. Внизу нас блокировал ледопад ледника Терскол, а под ногами ухали снежные доски. Потом Коля провалился в трещину. Я его удержал на верёвке и он вылез сам, но я очень испугался.

Всё же к четырём часам дня мы, траверсируя снежно-ледовые поля, дошли до так называемой Ледовой Базы. И к вечеру были в Терсколе.

На этой фотографии с замечательного сайта Владимира Копылова
видны гигантские снежно-ледовые поля Восточной вершины, где
мы заблудились.

Mart 1984. Acherkyakol Lava Flow.